Ученые с материалистических позиций исследуют предпосылки введения христианства на Руси. Привлекая большой круг публикаций, в том числе и древнерусские летописи, литературные памятники, они разоблачают церковные штампы, тенденциозные объяснения причин, обстоятельств и последствий данного явления. В книге освещаются малоисследованные стороны общественной жизни Древнерусского государства, показывается несостоятельность богословских концепций роли русской православной церкви в судьбах нашего народа.
Праздники неотъемлемая часть культа любой религии. Они, как правило, посвящены действительным или вымышленным событиям религиозной жизни, приурочены к определенному числу календаря, дню недели, фазе луны, сезону года. В православной церкви, например, каждый день года—праздник, каждый день «прославился» десятками различного рода святых. В их честь предусмотрены отдельные торжественные богослужения, пения тропарей, чтения отрывков из Библии и житий святых.
Подобные праздники -- в иные даты и с именами других святых — предусмотрены и в католической церкви. Но наряду с этим глава католической церкви Бонифаций VIII в свое время объявил 1300 год юбилейным, святым годом. Кроме торжественных богослужений, в этот год проводилась особая проповедническая деятельность, приглашались паломники в Рим, где им отпускались все грехи, но сниженным ценам продавались индульгенции... По свидетельству очевидцев, в 1300 году в Рим прибыло 2 миллиона паломников, папские сборщики «загребали деньги лопатами в большие корзины и сундуки»1. В 1343 году папа Климент VI особой буллой объявил юбилейными каждый 50-й год. В настоящее время в католической церкви юбилейным объявлены каждые 25 лет.
В отличие от католицизма православная церковь не устанавливала обычая праздновать юбилейные годы. Так, в нашей стране пе отмечалось, например, ни 100-летие, ни 500-летие, ни 800-летие введения христианства на Руси. А когда в прошлом столетии православие, подталкиваемое царизмом, попыталось отметить 900-летие «крещения Руси», то оно только оконфузилось. Задуманное к юбилею 900-летия освящение Владимирского собора в Киеве не состоялось, поскольку собор построили только через 8 лет после минувшей даты, а само празднование свелось к малозаметным богослужениям в церкви и прочтению нескольких проповедей. В день юбилея по Киеву промаршировал в унылом одиночестве только взвод полицейских. Простые верующие не поняли сущности юбилея, священнослужители были не готовы к нему, а интеллигенция попросту проигнорировала эту дату.
В 1966 году исполнилось 1000 лет введения христианства в Польше. Идеологические центры империализма совместно с католической церковью решили воспользоваться случаем для дестабилизации народно-демократической власти в стране. Был разработан специальный план, который проводился под лозунгом «10 лет тысячелетию христианства в Польше». К нему была подключена и католическая церковь Польши. Она призвала верующих в честь 1000-летия построить в стране 1000 новых костелов. Усилилась пропаганда «положительной роли» католицизма в истории и культуре Польши. В том кризисе, который пережила народно-демократическая Польша в прошедшее десятилетие, не последнюю роль сыграли идеологические диверсии империализма в связи с 1000-летием введения там христианства...
Название: Введение христианства на Руси: легенды, события, факты Автор: Дулуман Е.К., Глушак А.С. Язык: Русский Издательство: Симферополь: Таврия Жанр: Древняя и средневековая Русь Год выхода: 1988 Формат: pdf Страниц: 185 с. Размер: 11 мб